Лидерство в студенческом киберспорте: взгляд изнутри
Азамат Муратов, вице-президент Федерации компьютерного спорта России и председатель Башкирского республиканского отделения ФКС, поделился мнением о развитии студенческого киберспорта, роли лидеров и проблемах, с которыми сталкивается отрасль.
«22 года я работаю над развитием компьютерного спорта в своем регионе. У нас есть большие успехи в студенческом и национальном киберспорте. Например, сборная Башкортостана недавно взяла серебро на чемпионате России по “CS:GO”, причем в основном это были студенты. Но, несмотря на победы, говорить о полной стабильности рано».
По словам эксперта, киберспорт в России пока находится на начальном этапе системного развития. Можно создать десятки студенческих клубов на бумаге, но без реальной поддержки и вовлеченности они останутся лишь формальностью.

Одна из ключевых проблем — разница между геймингом и профессиональным киберспортом.
«Если я вышел во двор погонять мяч — это не значит, что я занимаюсь футболом. Точно так же несколько часов в Dota 2 или CS — это не киберспорт, а просто гейминг. Спорт подразумевает системную подготовку, дисциплину и волю к победе».
Однако многие студенты не воспринимают киберспорт всерьез:
- Команды снимаются с турниров, даже не начав играть, мотивируя это тем, что «всё равно проиграют».
- Нет спортивного азарта — в отличие от традиционных видов спорта, где поражение лишь стимулирует к новым тренировкам.
- Не хватает лидеров, способных мотивировать команды и выстраивать работу клубов.

Роль личности в развитии студенческого киберспорта
«Пока система зависит от отдельных энтузиастов, мы не можем говорить о стабильном развитии. Если есть лидер в вузе — киберспорт живет. Выпустился — и всё затухает».
На что важно обратить внимание?
- Поддержка на уровне администраций университетов — включение киберспорта в программы развития, выделение ресурсов.
- Воспитание спортивного духа — объяснение студентам, что участие в турнирах — это не просто игра, а серьезная конкурентная борьба.
- Преемственность — подготовка новых лидеров, которые смогут продолжать работу после выпуска старших курсов.
«Когда роль лидеров перестанет быть решающей, а система заработает сама, тогда мы сможем сказать, что киберспорт в России действительно развивается. А пока — работаем с тем, что есть, ищем таланты и поддерживаем тех, кто готов бороться за победы».
Студенческий киберспорт в России уже показывает результаты, но для устойчивого роста нужна системная поддержка — как со стороны университетов, так и со стороны самих игроков, которые должны научиться воспринимать киберспорт не как хобби, а как серьезную спортивную дисциплину.