III Форум «Лидеры киберспорта»
С 18 по 20 июля 2025 года в стенах Университета ИТМО состоялся III Форум «Лидеры киберспорта», собравший рекордные 200 участников из разных регионов России. Мероприятие, организованное Федерацией компьютерного спорта России совместно с Минобрнауки России и Университетом ИТМО, стало уникальной площадкой для профессионального диалога между молодыми энтузиастами и ведущими экспертами киберспортивной индустрии.

Форум открылся пленарной сессией с участием президента ФКС Дмитрия Смита, который подчеркнул значимость мероприятия как катализатора развития молодёжных инициатив. Дмитрий представил стратегический доклад о роли киберспорта в формировании ключевых компетенций цифровой экономики, особо отметив важность образовательных инициатив федерации по подготовке квалифицированных кадров для отрасли.

С докладом о междисциплинарном развитии кадров в студенческом спорте выступил директор аналитического центра Университета ИТМО Роман Ольховский. Академический директор факультета игровой индустрии и киберспорта Университета "Синергия" Роман Алымов поделился опытом проектов ранней профориентации в области компьютерного спорта. Его выступление дополнила Марина Ермакова, вице-президент Российского студенческого спортивного союза, заведующая кафедрой Университета науки и технологий МИСИС, которая рассказала о студенческом спорте, как направлении развития цифровых компетенций обучающихся. Заместитель исполнительного директора Ассоциации Студенческих Спортивных Клубов России Павел Крутов представил просветительские и образовательные программы развития студенческих спортивных клубов в университетах

Модератор пленарного заседания Оксана Гураль, вице-президент ФКС, направляла дискуссию, акцентируя внимание на наиболее актуальных вопросах подготовки кадров и научного сопровождения киберспорта.
Образовательная программа была структурирована по четырём ключевым направлениям: организация мероприятий, медиа и маркетинг, профессиональный спорт и наука. В качестве спикеров выступили более 30 профильных специалистов, включая представителей Университета ИТМО, РССС, АССК и региональных отделений ФКС.

Образовательная часть мероприятия началась с нетворкинг-сессий, где молодые специалисты смогли познакомиться с другими участниками, кураторами и определить траекторию своего профессионального роста.
В направлении «Организация мероприятий» под руководством заместителя директора спортивного департамента Александры Макаревич прошли две важные лекции. Первая была посвящена матрице ответственности — участники узнали о принципах эффективного распределения задач при подготовке киберспортивных турниров. Вторая лекция раскрыла тему секретов режиссуры спортивных событий, где особое внимание уделили созданию зрелищности и вовлечению аудитории.
На площадке «Профессиональный спорт» председатель Совета молодых учёных и преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Дмитрий Гончаренко провел занятие по физической подготовке киберспортсменов, развеяв миф о том, что для киберспорта не важна физическая форма.
В направлении «Медиа и маркетинг» руководитель киберспортивной студии комментирования 3D!Streaming Станислав Стаскевич поделился профессиональными советами по работе с конфликтами и негативом в киберспортивном обществе. Режиссёр монтажа телеканала «Москва 24» Григорий Полозов провел мастер-класс по созданию эффектной визуализации для спортивных мероприятий, показав на примерах, как качественная картинка повышает вовлеченность зрителей.
Научное направление было посвящено методологии исследований в киберспорте. Особый интерес вызвала лекция исполнительного директора «ComBox Technology», специалиста в области искусственного интеллекта Ильи Душина о применении искусственного интеллекта в анализе киберспортивных данных. В рамках сотрудничества с программой «Юность России» и ведущими университетами участники обсудили перспективы формирования научных групп для междисциплинарных исследований.
В завершении дня состоялось заседание Молодёжного совета при Федерации компьютерного спорта России. На заседании были подведены промежуточные итоги работы научного, исследовательского, сопроводительного, грантового, профориентационного и секционного направлений Молодёжного совета за 2025 год.

Вице-президент ФКС Алексей Шемякин выделил ценность личного общения между молодыми лидерами индустрии и руководством федерации, назвав формат форума необходимым и перспективным. Куратор научного направления Илья Соколов представил промежуточные итоги работы Молодёжного совета, включая реализацию совместных проектов с ФКС. В ходе дискуссии участники получили ценные рекомендации от президента федерации Дмитрия Смита и вице-президентов Оксаны Гураль и Алексея Шемякина по дальнейшему развитию своих инициатив.
Отдельное внимание было уделено расширению масштабов форума — в 2025 году количество участников превысило 200 человек. Все участники прошли комплексное тестирование, включавшее антидопинговый контроль по стандартам Российского антидопингового агентства и серию психофизиологических исследований, таких как теппинг-тест, анализ функционального состояния нервной системы, динамическую и статическую тремометрию. Эти меры направлены на формирование профессионального подхода к подготовке киберспортсменов. Данные тестирования будут использованы для научных исследований Университета Лесгафта.
В рамках первого дня Форума «Лидеры киберспорта» состоялся ретро-турнир проекта «ПОРТ» по «Tekken 4» на «PS2» и «Tekken 6» на PSP. Соревнования прошли в клубе «Кибер кот». В турнире приняли участие более 50 киберспортсменов.

Второй день Форума стартовал с панельной дискуссии о роли регионов в развитии киберспорта, где эксперты из Санкт-Петербурга, Тюмени, Магадана и Башкирии делились успешными практиками организации соревнований и работы с молодёжью. Модератором дискуссии выступил вице-президент и директор регионального департамента ФКС Алексей Шемякин. С приветственным словом к участникам обратилась заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова.
Исполнительный директор региональной общественной организации «Санкт-Петербургская федерация компьютерного спорта» Артур Годлевский рассказал о региональной подготовке спортсменов, пути повышения качества тренировочного процесса и достижения высоких результатов. Вице-президент ФКС, председатель Башкирского республиканского отделения Азамат Муратов поделился опытом проведения соревнований в Уфе. Руководитель АНО «Кибертюмень», председатель Тюменского областного отделения ФКС Кирилл Володин уделил внимание проблеме привлечения ресурсов на мероприятия. Председатель Магаданского отделения ФКС Антон Бережной заинтересовал участников мероприятия кейсом развития киберспорта на Колыме.
Следом за региональной повесткой на главной сцене Университета ИТМО стартовала кризисная сессия «Ошибки и неудачи» с участием вице-президента Национальной студенческой лиги компьютерного спорта, членом правления ФКС Никиты Шабаева и менеджером команды «SaiNts» по «Standoff 2» Тимура Ризаева, где предоставили ценные кейсы для анализа типичных проблем в индустрии.

В дневной программе второго дня Форума продолжились лекции по направлениям. Для секции "Организация мероприятий" Азамат Муратов поделился уникальным опытом проведения крупных турниров в Башкортостане, раскрыв специфику работы с региональной инфраструктурой и местными сообществами.
В секции "Медиа и маркетинг" Юлия Роик, основатель и директор маркетингового агентства «Маркиттинг», детально разобрала современные инструменты таргетированной рекламы и правила успешных интеграций в киберспорте. Максим Архипов, председатель Ярославского отделения ФКС, провел вдохновляющую сессию по созданию уникального личного бренда, подчеркнув важность аутентичности в цифровом пространстве.
Для участников направления «Профессиональный спорт» Виктории Борзенкова, спортивный психолог, кандидат психологических наук, мастер спорта международного класса по фигурному катанию, рассказала о методах управления стрессом и эмоциональной подготовке к турнирам. Позже Елена Косьмина, и.о. заведующего кафедрой теории и методики высокотехнологичных видов спорта Университета Лесгафта, осветила важность учета биологических ритмов в тренировочном процессе, представив научно обоснованные подходы к планированию нагрузок.
В научном направлении Елена Косьмина познакомила участников с актуальными исследованиями в области высокотехнологичных видов спорта. Член рабочей группы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по созданию национальной системы оценки ИТ-компетенций Сергей Шалашный поделился практическими рекомендациями по привлечению финансирования для исследовательских проектов, поделившись кейсами успешных стартапов.
Каждая лекция сопровождалась живыми дискуссиями и разбором реальных ситуаций из практики спикеров, что позволило участникам не только получить теоретические знания, но и понять их практическое применение в профессиональной деятельности.
Помимо деловой программы Форума на площадке работали интерактивные зоны, пространство для знакомств и обмена опытом. Технологической изюминкой форума стали фиджитал-гонки от стартапа Remote Racing, демонстрирующие интеграцию физического и виртуального автоспорта. Участники в режиме реального времени управляли моделями автомобилей на трассе в Пулково, используя AR-технологии.

Завершился день масштабной культурной программой для участников – все гости Форума разделились на три группы: первая отправились на автобусную экскурсию по Санкт-Петербургу, вторая — на экскурсию по каналам Северной столицы, третья осталась в стенах Университета ИТМО — на турнире проекта ПОРТ.

Завершающий день форума стал кульминацией образовательной программы, собрав самые практико-ориентированные сессии. Участники получили инструменты для реализации собственных проектов в киберспортивной индустрии.
В направлении "Организация мероприятий" Антон Бережной раскрыл секреты эффективного управления ресурсами при подготовке турниров. Кирилл Володин и поделился проверенными методами привлечения аудитории, а затем представил авторскую систему антикризисного управления с готовыми чек-листами действий в нештатных ситуациях.
Профессиональные спортсмены углубили свои знания на лекции о планировании тренировочного процесса тренера-преподавателя отделения компьютерного спорта по дисциплине «Боевая арена» спортивной школы олимпийского резерва «Комета» Ксении Курач. Виктория Борзенкова провела мотивационный тренинг, раскрыв психологические методы поддержки спортивной формы.
Медиа-направление включало мастер класс медийного стримера, комментатора и аналитика Александра Колтана по созданию устойчивых комьюнити. Анна Зинкевич научила принципам создания вирального контента, а Юлия Роик представила эффективные методики разработки контент-планов для киберспортивных проектов.
Научная секция под руководством Елены Косьминой охватила полный цикл исследовательской работы: от написания научных статей до патентования методик. Татьяна Гулевич, эксперт-наставник Росмолодёжи по грантовым проектам, поделилась практическим руководством по подготовке грантовых заявок и секретами успешного оформления проектов.
Кульминацией форума стала защита проектов, разработанных участниками в ходе интенсивной работы. Как отметила вице-президент ФКС Оксана Гураль, несколько инициатив имеют высокий потенциал для реализации уже в текущем году. Особое внимание было уделено проектной деятельности в научном направлении, где представленные работы охватывали вопросы от психологии киберспорта до разработки новых методик подготовки.
По словам организаторов, мероприятие не только укрепило профессиональные связи в сообществе, но и заложило основу для новых перспективных проектов, которые будут способствовать развитию компьютерного спорта в России.

Похожие новостипортала
-
01 декабряПодведены итоги чемпионата по гонкам дронов
-
24 ноябряИтоги Первой лиги инновационного студенческого фиджитал-автоспорта
-
21 ноябряИТМО приглашает на чемпионат по гонкам дронов: современные технологии и будущее воздушного спорта
-
17 ноябряЗавершился Всероссийский «Кубок Студенческой лиги настольного тенниса»
-
11 ноябряПриходи на Школу KRONBARS!
-
07 ноябряСанкт-Петербург готовится принять Всероссийский «Кубок Студенческой лиги настольного тенниса»