Сергей Крюков о развитии компетенций в студенческом спорте
АСБ
Ассоциация студенческого баскетбола – это, наверное, одна из первых студенческих спортивных лиг, которая начала реализовывать внутрикорпоративные обучающие и просветительские проекты. Можно считать точкой отсчета 2015 год, когда на базе всероссийского проекта «Кадровый резерв студенческого спорта» была создана «Школа менеджеров АСБ». Ассоциация стала не только кадровым резервом студенческого спорта, но и основоположником, можно сказать, корпоративной обучающей доктрины студенческого спорта. На протяжении этих лет мы прошли достаточно большую эволюцию: начинали с обучающих, событийных проектов, потом у нас был акселератор «Клуб ПРО», и в дальнейшем все это трансформировалось в тренерские семинары и Университет АСБ. И на данный момент Университет АСБ – это главная корпоративная обучающая площадка Ассоциации студенческого баскетбола.
Университет АСБ ориентирован на три целевых группы: тренеры, игроки и менеджеры. В данный момент флагманским проектом Университета является Сертификация. Второй год подряд мы проводим сертификацию тренеров АСБ. Чтобы участвовать в чемпионате, тренеры высших дивизионов и студенческой лиги РЖД обязательно должны пройти небольшой обучающий курс. По окончании курса они получают цифровой сертификат АСБ, который является допуском до участия в лиге.
С этого года мы вводим подобные истории и для менеджеров. Менеджеры студенческой лиги РЖД должны пройти обучение, на основании которого команда получает допуск до участия в лиге. Сертификация проходит в начале осени. Далее мы проводим лектории, и каждый месяц организуем открытые встречи с экспертами, где есть возможность поделиться опытом.
Фото из официального сообщества АСБ
Также у нас есть событийная часть – «Матч звезд», «Суперфинал», которые традиционно собирают и тренеров, и менеджеров на своих площадках. Для них там проходят внутрикорпоративные обучающие мероприятия.
АССК России
Ассоциация студенческих спортивных клубов России – это, на мой взгляд, одна из важнейших площадок для подготовки спортивных менеджеров. Почти 800 студенческих спортивных клубов, где работает актив организаторов – это действительно просто колоссальный кадровый потенциал.
На протяжении нескольких лет реализовывался проект «АССК.pro», который подготовил большое количество менеджеров (Евгения Петровна Бычкова стояла у истоков этого проекта и оставила после себя большое наследие.) В этом году мы возрождаем проект под новым брендом – «Академия АССК».
Наша цель в этом году – обучить более тысячи менеджеров. Стартует «Академия АССК» с сертификации. Предусмотрены три этапа сертификации – в зависимости от количества сертифицированных менеджеров, клуб может получить бронзовый, серебряный или золотой статус. Мы надеемся, что это будет активно мотивировать людей на получение практикоориентированных знаний, которые они смогут применять в деятельности своих клубов. Далее в течение всего года будут проходить лектории и курсы. По этим же направлениям мы будем создавать краткосрочные курсы, что позволит людям после сертификации находиться в системе непрерывного обучения. Также площадками для обучения станут Всероссийский зимний фестиваль массового спорта АССК России в Красноярске, «АССК-Фест», форум Машук и круглогодичный центр компетенций в сфере развития спорта и здорового образа жизни в Красноярске. Эти площадки мы будем использовать как событийно-просветительские.
Один из важнейших сегментов нашей аудитории, с которым мы будем работать в этом году – это тренеры, работающие в студенческих спортивных клубах. Это очень недооцененная категория, поэтому мы создали проект «Тренеры Универов». И мы надеемся, что он действительно даст много полезного для тренерских кадров.
Фото из официального сообщества АССК России
Мы понимаем, что Единый студенческий спортивный клуб состоит из множества клубных сообществ по видам спорта и у каждого из них должен быть свой менеджер. Поэтому обучение этих менеджеров будет являться тоже неотъемлемой частью во взаимодействии со спортивным департаментом АССК России и его отделами по видам спорта.
В каких направлениях деятельности клубов и лиг наиболее необходимы обучающие и просветительские проекты
Мы выбрали пять основных направлений:
1) Менеджмент
Создан «факультет» менеджмента в «Академии АССК» и там уже три «кафедры». Первая «кафедра» – это руководители клуба; вторая – председатели актива либо заместители руководителей работы с молодежью; третья – это менеджеры клубных сообществ по видам спорта.
2) Медиа
Мы понимаем, что здесь важны такие специалисты, как SMM-менеджеры, редакторы, фотографы, видеографы. Это важная составляющая.
3) Маркетинг
Это прежде всего работа с брендом, работа с болельщиками, это организация продвижения и узнаваемости клуба.
4) События
Это организация матч-дэй и различных спортивно-массовых мероприятий.
5) Тренеры
Тренерский «факультет» пока запускается в общем порядке, но в дальнейшем, возможно, будут отдельные «кафедры» по видам спорта.
Как опыт АСБ помогает в трансформации обучающей и просветительской деятельности в АССК России
Я считаю, что не только наработки АСБ в области реализации обучающих проектов, но и опыт всего студенческого спорта мы сейчас применяем в создании проекта «Академия АССК». Программы по развитию студенческих спортивных клубов, которые были реализованы в Российском университете спорта «ГЦОЛИФК» и Московской государственной академии физической культуры, их специалисты и эксперты, также просветительская деятельность Романа Ольховского, Евгения Раскина (не хочу обидеть других коллег!) – всё это позволит нам создать по-настоящему ценностный продукт на основании опыта всего студенческого спорта.
Конечно, опыт проектов АСБ и опыт реализации проекта «АССК.pro» тоже будет играть немаловажное значение, потому что этот опыт мы пропустили через себя. Ребята, которые сейчас реализуют проект «Академия АССК» – практически все выпускники проекта «АССК.pro». Именно через эту призму они видят реализацию нынешнего проекта.
Как эти проекты связаны с переходом от количества к качеству
Данные проекты играют огромную роль в решении задачи перехода от количества к качеству студенческих спортивных клубов и лиг, потому что без компетенций мы не можем улучшить качество работы. Ведь в чем кроется качество? Качество кроется именно экспертизе и опыте людей.
Мы понимаем, что в индустрии спорта в целом есть недостаток кадров, а в студенческом спорте он тем более колоссальный. Я хочу акцентировать внимание, что студенческие спортивные клубы конкурируют за аудиторию наравне с профессиональными клубами. Ведь зритель может пойти на игру профессионального клуба или студенческого, зритель выбирает. И качество продукта должно быть соответствующее. Соответственно, экспертиза — это наиважнейшая функция для развития студенческих спортивных клубов и лиг.
В завершение я хочу сказать:
Уникальность обучающих и просветительских проектов в студенческом спорте заключается в том, что, обучаясь, студенты могут на практике реализовывать свои идеи и получать бесценный опыт. Молодые люди получают свой опыт через студенческий спорт. Это первое.
Второе – более тысячи студенческих спортивных клубов попадут в орбиту АССК. Давайте просто представим: 5 человек от каждого клуба по различным направлениям. Это уже 5000 человек, которые реально каждый год занимаются развитием студенческого спортивного клуба. И у каждого спортивного клуба есть примерно 15 клубных сообществ по видам спорта, и там тоже есть менеджеры. Это уже 15 тысяч менеджеров. Суммарная аудитория, которая будет проходить через Академию АССК ежегодно – это 20 тысяч менеджеров. Это просто колоссальный ресурс. Я предполагаю, что через 5 лет практически каждый третий человек, работающий в отрасли студенческого спорта, будут выпускниками наших проектов «Академии АССК». Поэтому экспертиза, «ДНК» и ценности проектов должны соответствовать самым высоким стандартам.